Г.В.Плеханов

Основные вопросы марксизма

Примечания

 

*1 Философии Маркса-Энгельса посвящена работа г. Вл. Вериго «Marx als Philosoph» Bern und Leipzig 1904, но трудно вообразить себе что-либо менее удовлетворительное.

*2 См. его интересную книгу «Германия накануне революции 1848 г.», СПБ. 1906, стр. 228-229.

*3 "Ueber Spiritualismus und Materialismus" Werke, X, 129

*4 Werke, IV, 249

*5 Там же, та же стр.

*6 Werke II, 263.

*7 Werke, II, 261.

*8 Ibid., 262.

*9 Werke, II, 295

*10 Werke, II, 350.

*11 Werke, II, 291.

*12 Werke, II, 350.

*13 Werke II. 334 и X 184-186

*14 Dem Denken, - говорит он, - geht das Sein voran; ehe du die Qualitat denkst, fühlst du die Qualität (Werke, II, 253). (Мышлению предшествует бытие; прежде чем ты сознаешь качество, ты его ощущаешь.)

*15 См. статью Бернштейн и материализм в нашем сборнике «Критика наших критиков». [Сочинения, т. XI]

*16 Hume, sa vie, sa philosophic, p. 108.

*17 Ibid, p. 110.

*18 Ср. также третью главу его книги: L'aine et le systeme nerveux Hygiene et pathologie. Paris 1906.

*19 Werke II, 348-349.

*20 Die psychischen Fähigkeiten der Ameisen etc, München 1901, S. 7.

*21 Ibid. S. 7-9

*22 Die psychischen Fähigkeiten, та же страница

*23 Werke II, 322.

*24 Der absolute Geist Hegel's ist nichts Anderes als der abstracte, von sich selbst abgesonderte sogenannte endliche Geist, wie das unendliche Wesen der Theologie nichts Anderes ist, als das abstracte endliche Wesen, Werke, II, 263. (Абсолютный дух Гегеля есть не что иное, как абстрактный, отвлеченный от себя самого, так называемый конечный дух, точно так же, как бесконечное существо теологии есть не что иное как абстрактное конечное существо).

*25 La civilisation primitive), Paris 1876, tome II, p. 143. Надо, впрочем, заметить, что у Фейербаха есть на этот счет поистине гениальная догадка. Он говорит Der Begriff des Objects ist ursprünglicli gar nichts Anderes als der Begriff eines andernich,-- so fasst der Mensch in der Kindheit alle Dinge als freithätige, willkürliche Wesen auf, daher ist der Begriff des Objects überhaupt vermittelt durch den Begriff des gegenständlichen Ich. II, 322. (Понятие об'ект -- первоначально есть не что иное, как понятие другою я. Так, человек в детстве воспринимает все предметы как свободные, действующие произвольно существа. Поэтому понятие об'екта вообще опосредствовано понятием предметного я )

*26 См, Т. Гомперца Les penseurs de la Grece. Trad. par Aug Reymond, Lausanne 1905, tome II, p.p. 414-415.

*27 См. его статью: "Die psyctio-physiologische Idenfatatstheorie als wissenschafthches Postniat", в сборнике "Festschrift" I. Rosenthal, Leipzig 1906, erster Toil, S.S. 119-132.

*28 Werke II 340

*29 Werke, II, 362-363.

*30 Werke, 187

*31 Handwbrterbuch der Staatswissenschaften. V, S 708.

*32 Werke, II, 343

*33 Werke, II, 344.

*34 Nachlass, 1, 477.

*35 Werke, II, 346.

*36 Энгельс имел в виду не лично себя, а всех вообще своих единомышленников: "Wirпринадлежал и Маркс

*37 Wissenschaft der Logik, erster Band, Nlimberg 1812, S. 313-314.

*38 По вопросу о скачках см. нашу брошюру "Горе г Тихомирова" С -Петербург, Изд М. Малых, стр. 6-14 (см. в приложении).

*39 См приложение "Диалектика и логика"

*40 Die Mutationen, S. S. 7-8

*41 Arten etc., S 421.

*42 He нужно, впрочем, забывать, что к учению об одушевленности материи) склонялись многие французские материалисты XVIII века О Спинозе мы ) же не говорим

*43 См. Энгельс, Людвиг Фейербах, стр. 1-5.

*44 См. нашу статью: Белинский и разумная действительность в сборнике "За двадцать лет". [Сочинения, т. Х.

*45 См. предисловие к <Zur Kntik der politischen Oekonomie ; есть русский перевод.

*46 Фейербах, как мы уже говорили, в этом случае не шел дальше Гегеля

*47 Die Urgesellschaft, Stuttgart 1891, S S 20-21

*48 Die Indianer Nordamenkas , S 91

*49 Аu соeur de l'Afrigue, 1, р 219

*50 Ibid, t II, p. 94. О влиянии климата на земледелие см также у Ратцеля: Die Erde und dts Leben Leipzig und Wien 1902, II Band, S. S. 540-541

*51 Anthropogeographie , Stuttgart41882, стр 29.

*52 Das Kapitab, I Band, III AuHage, S. S. 524-526

*53 Volkerkunde, I Band, Leipzig 1887, S. 56

*54 Volkerkunde, 1, 83

*55 Еd.J. Evre Manners and customs of the aborigines of thp Australia London 1847, p. 243

*56 Dans les tenebres de l'Afnque Paris 1890, tome II, p 91

*57 Burton, Voyage aux grands lacs de l'Afrique orientale. Paris 1862, p. 666

*58 Volkerkunde I, S. 93

*59 Volkerkund; , S. 19

*60 Das Kapital , ibid., S. S 524-526.

*61 См его "History of civilization in Fngland", vol. I, 'Leipzig 1865, p.p. 36-37.

*62 О расе см интересную работу Ж. Фино, Le prejuge des races. Paris

*63 [О влиянии экономики на склад общественных отношений см. Энгельса, Der Ursprung der Familie, des Privatelgeirthumi und des Staate. Achte Auflage, Stuttgart 1900; P. Гильдемрамда, Recht und Sitte auf verschiedenen Kulturstufen, I Teil. Jenn 1896; к сожалению, Гильденбранд плохо владеет экономическим материалом Интересная брошюра Т. Ахелиса, Rechtsentstehung und Rechtsgeschichte, Leipzig 1904, рассматривая право, как продукт развития общественной жизни, не углубляет вопроса о том, чем обусловливается развитие этой последней. В книге М. А. Ваккарп, Les bases soclologiques dn droit et de l'etat, Paris 1898, рассыпано не мало отдельных замечаний, проливающих свет на некоторые стороны предмета; но в общем Ваккаро сам еще не разобрался в вопросе. См. также: Teresa LabrMa. Revislone critica della piu recent! teorie sulle origini del Diritto. Roma 1901.

*64 "Der Ursprung der Sprache", Mainz, S 331

*65 Ibid., S. 341

*66 S. 347.

*67 S. 369.

*68 Unter den Natovolkern Zentral-Brasiliens, Berlin 1894, S. 201

*69 Ibid, S. S. 905-206.

*70 Об односторонних пастухах см. особенно книгу Фишера, Eingeborene Sad-Africas. Breslau 1872. Фишер говорит: < Идеал кафра, предмет, о котором он мечтает и который он с любовью воспевает в своих песнях, это -- его скот, т.-е. самое ценное его имущество. С песнями в честь скота чередуются песни в честь начальника племени, в которых его скот опять играет большую роль (1, 50). Уход за скотом считается у кафров самым почетным занятием (1, 85), и даже война нравится кафру, главным образом, потому, что сулит ему в виде добычи приобретение скота (1, 79). Тяжбы вызываются у кафров столкновениями из-за скота (1, 322). У того же Фишера есть очень интересное описание быта охотникм-бушменов (1, 424 и след ).

*71 "Mytties, cultcs et religion", trad. par Charillet, Paris 1896, p. 332.

*72 "La civilisation primitive", Paris 1876, tome II, p 322

*73 Ср. Г. Шурца, Vorgeschichte der Kultur Leipzig und Wien 1900, S.S 559-564 Ниже мы, по другому поводу, еще вернемся к этому вопросу.

Afrikanae, Leipzig 1875; R. Andree, Ethnographische Parallele, статья: Das Zeichnen bei den Naturvolkern, Von den Steinen, Unter den Naturvulkern Zentral-Brasiliens, Berlin 1894; G. Mallery, Picture Writing of the american Indians,-Annual Rep. of the Bureau of Ethnology, Washington 1893 (отчеты за другие годы содержат ценные данные о влиянии техники, главным образом, ткацкого искусства, на орнаментику), Hoernes, Urgeschichte der bildenden Kunst in Europa, Wien 1898; Ernst Grrossе, Die Anfange der Kunst, его же Kunstwissenschaftliche Studien, Tubingen 1900, Yrjo Him, Der Ursprung der Kunst, Leipzig 1904; Kail Bucher, Arbeit und Rhytmus, dr. Aufl., 1902; Gabriel et Adr. de Mortillet, Le Prehistorique, Paris 1900, p.p. 217-230; Hoernes, Der diluviale Mensch in Europa, Braunschweig 1903; Sophus Muller, l'Europe prehistorique, trad. du danois par Em. Philipot,, Paris 1907; Rich. Wallaschek, Anfange der Tonkunst, Leipzig 1903.

*74 Urgeschidite etc, S. 38

*75 "Arbeit it. Rythmus", S 342

*76 Anfinge der Tonkunst, S 257

*77 Изображающие обыкновенно тоже животных

*78 Возьмем то же рабство. На известной ступени оно способствует росту производительных сил, а потом начинает препятствовать ему. Его исчезновение, у культурных народов Запада является следствием их экономическою развития. (О рабстве в античном мире см интересную работу профессора Эт. Чикотти, II tramonto della Schiavitu, Turino 1899.) Дж. Г Спик (Speke) в Les sources du Nib, Paris 1865, p 21, говорит, что среди негров рабы считают бесчестным и постыдным делом побег от хозяина, накатившего за них деньги. К этому надо прибавить, что те же рабы считают свое положение более почетным, нежели положение наемною работника. Такой взгляд соответствует той фазе, когда рабство остается еще прогрессивным явлением

*79 Охотникам предшествовали "собиратели"- Sammelvolker, как выражаются теперь немецкие ученые. Но все известные нам дикие племена уже превзошли эту ступень.

*80 Вот пример из другой области. Фактор населения,-как выражается А. Кост (см. его "Les facteurs de population dans revolution sociale". Paris 1910),-бесспорно оказывает очень большое влияние на общественное развитие. Но Маркс совершенно прав, говоря, что абстрактные законы размножения существуют только для животных и растений. Рост (или убыль) населения в человеческом обществе зависит от устройства этого общества, которое определяется его экономической структурой Никакой абстрактный закон размножения ничего не об'яснит нам в том факте, что население современной Франции почти не увеличивается Очень ошибаются те социологи и экономисты, которые видят в росте населения коренную причину общественного развития (см А. Лорип, La legge di popolazione ed il sistema socinle. Siena 1882)

*81 L'histoire de Id philosophic, се qu'elle a ete, ce qu' elle pent etre Paris 1888.

*82 Ibid., 1, р. 98.

*83 Ibid., p,99

*84 Ibid,, p. 99-101. Мы уже не говорим о том, что в своих ссылках на экономику древней Греции Элевферопулос не дает никакого конкретного представления о ней, ограничиваясь общими местами, которые здесь, как и везде, ничего не об'ясняют.

*85 Ibid., p. 103-107.

*86 Там же, I.стр. 17

*87 "Der sozialistischi Akademiker". Berlin 1895, No 20, S 374

*88 Ср. нашу статью "К вопросу о роли личности в истории" в нашей книге 3а двадцать лет [Сочинения, т. VII

*89 Он назвал "свою" теорию греческой потому, что, по его словам, ее основные положения были высказаны греком Факсом, а развиты греком) . (назв. соч стр. 17), т.-е. Элевферопулосом.

*90 Об этом см. в нашем предисловии ко второму изданию нашего перевода Манифеста [Сочинения, т. XI

*91 Назв. соч, стр. 19

*92 Cм. Souvenirs d'un Hugolаtre par Augustin Challamel, Paris 1885, p. 259

*93 Ср Шаламеля, назв. соч., стр. 258

*94 А главнoe -- той роли, которую играла каждая из них в истории, как выразительница настроений своей эпохи. Известно, что в различные эпохи выступают на первый план различные идеологии и различные идеологические отрасли: богословие в средние века играло гораздо более важную роль, нежели теперь; пляска в первобытном обществе -- самое важное искусство, а теперь далеко нет и т. д.

*95 У Шено (Les chefs d'ecole. Paris 1883, p p. 378-379) есть очень тонкое замечание о психологии романтиков. Он указывает на то, что романтизм явился после революции и империи. В литературе и в искусстве совершился кризис, подобный тому, который произошел в нравах после террора,-- настоящая оргия чувств. Люди пережили чувства страха; потом их страх прошел, и они предались наслаждению жить. Внешние явления, внешние формы исключительно привлекали к себе внимание. Голубое небо, яркий свет, женская красота, пышный бархат, цветовые переливы шелка, блеск золота, огонь бриллиантов,-- все это доставляло наслаждение. Люди жили глазами, они перестали думать. Тут много похожего на психологию переживаемого нами момента в России. Но и тут, и там ход событий, вызвавший это настроение, сам был вызван ходом экономического развития.

*96 Hector Beilioz et la socitte de son temps, Paris 1904, p. 190.

*97 Ibid. р. 190.

*98 Тут то же самое qui pro quo, которое делает поистине забавными нападающих на буржуазию сторонников архи-буржуазного Ницше.

*99 "L'oeuvre d'art, -- говорит он, -- est determines par un ensemble, qui est l'etat general de l'esprit et des moeurs environnants" (Произведение искусства определяется совокупностью условий, в которых выражается общее состояние духа и нравов данной среды).

*100 "The philosophy of history in France and Germany", p 149

*101 Ср. G. Lanson, Histoire de la litterature francaise, Paris 1896, стр. 394-397, где недурно выяснена связь некоторых сторон философии Декарта с психологией господствующего класса во Франции первой половины XVIII века.

*102 О значении этих романов Сисмонди (Histoire des Franfais, t. X , p 59) выска зал интереснее мнение, дающее материал для социологического изучения подражения.

*103 Exposition du systeme du monde Paris L'an IV, Т. П, pp 291-292

*104 Об этом см., между прочим, в вышеназванной статье Энгельса, Ueber den historlschen Materialismus

*105 Вспомните, с каким жаром оправдывался от упрека в материализме Лампрехт; ср. также как оправдывается от него Ратцель ("Die Erde und das Leben", S. 631.) А между тем тот же Ратцель пишет: Сумма культурных приобретении каждого данного народа на каждой данной ступени его развития составляется из материальных и духовных элементов... Они приобретаются неодинаковыми средствами, с неодинаковым трудом и неодновременно.. В основе духовных приобретений лежат материальные. Духовная деятельность является, как роскошь, лишь после удовлетворения материальных потребностей. Поэтому все вопросы о происхождении культуры сводятся к вопросу о том, что содействует развитию материальных основ культуры (<Volkerkunde, I Band, I Auflage, S 17) Это-самый недвусмысленный исторический материализм, только гораздо менее продуманный и потому не такой высокопробный, как материализм Маркса-Энгельса.

*106 Назв соч, стр 24 и 109

*107 Впрочем, вот два слова в изменение сказанного. По Марксу, экономические категории представляют собою лишь теоретические-отвлеченные выражения общественных отношений производства. ("Нищета философии", часть вторая, замечание второе. Этo значит, что Маркс и на категории политической экомомии смотрит с точки зрения тех взаимных отношений людей в общественном процессе производства, развитием которых об'ясняется у него в основных чертах историческое движений человечества

*108 Там же, стр. 37. Происхождение христианства Каутского, как произведение этой "крайности" , конечно, достойно порицания с точки зрения Зелигмэна.

*109 Чрезвычайно поучительно следующее сопоставление По словам Маркса, материалистическая диалектика, об'ясняя существующее, об'ясняет также и ею неизбежное уничтожение И в этом он видит ее достоинство, ее прогрессивное значение. А Зелигмэн говорит < Социализм есть теория, относящаяся к тому, что должно быть; исторический материализм есть теория, относящаяся к тому, что было (там же, стр. 108) И только на этом основании он считает для себя возможным защищать исторический материализм. Другими словам}, это означает, что можно итерировать этот материализм, поскольку он об'ясняет неизбежное уничтожение существующего, и пользоваться его методом для об'яснения того, что существовало Это одна из многих разновидностей двойной бухгалтерии в идеологической области,-- бухгалтерии, тоже порождаемой экономическими причинами.

*110 "Herron Eugen" Dtihring's Umwalzimg'der Wissensthaft , ftitifte Auflage, S 113

*111 Метафизика, кн. V, гл. V

*112 Hegel's Werke, 12 Band, S. 98.

*113 "Wirtschait und Rech", zweite Auflage, S. 421.

*114 Необходимость, в ее противоположности свободе, есть именно бессознательное Scheling, System des transzendentalen Idealismus, 1880, S 524.

*115 Эта сторона дела довольно подробно выяснена нами в разных местах нашей книги об историческом монизме (Сочинения, т. VII)

*116 Там же, S. 421 и след Ср также статью Штаммлера, Materialistische Oeschichtsauffassung, в Handworterbuch der Staatswissenschaften>, V. В, S.S 735-737.

*117 A. Bargy, La religion dans la societe aux Etats-Unis, Paris 1902, p p 88-89.

*118 Ibid., p. 97-98

*119 Ibid., p 98

*120 Handwortirbuctv, IV B,S 736

*121 Сочинения, т VII