796


ПРИМЕЧАНИЯ


«НОВЫЙ ЗАЩИТНИК САМОДЕРЖАВИЯ, ИЛИ ГОРЕ г. Л. ТИХОМИРОВА»

(Ответ на брошюру «Почему я перестал быть революционером»)

Поводом к написанию брошюры «Новый защитник самодержавия, или горе г. Л. Тихомирова» послужила наделавшая много шума брошюра Тихо­мирова «Почему я перестал быть революционером», вышедшая на русском языке в Париже в 1888 г.

Лев Тихомиров, бывший землеволец, член Исполнительного комитета «Народной воли», изменил революционной борьбе, клеветал на русских революционеров. Вслед за публикацией своей позорной брошюры он подал в 1888 г. прошение о помиловании и в 1889 г. вернулся из эмигра­ции в Россию, став вскоре одним из самых ярых защитников и идеологов самодержавия, сотрудником, а затем и редактором реакционной монар­хической газеты «Московские ведомости».

Плеханов сразу же после выхода в свет брошюры Тихомирова, в авгу­сте 1888 г., откликнулся на нее рецензией, в которой, между прочим,

 

797

 

с большой проницательностью писал: «Вот бы кому поручить редакцию «Московских ведомостей»! Творческий ум г. Тихомирова был бы истинной находкой для нашей реакционной прессы» (Г. В. Плеханов, Соч., т. III, стр. 43).

Впервые брошюра «Новый защитник самодержавия» вышла в 1889 г. в Женеве в издании «Библиотеки современного социализма» (вып. девятый). В 1906 г. вышло второе, уже легальное, ее издание в Петербурге в при­ложении к журналу «Сокол». Это издание является перепечаткой с первого и носит заметные следы цензурной правки: наиболее острые ме­ста, особенно характеристики русских самодержцев, сильно смягчены и сглажены.

В настоящем томе печатание производится по тексту третьего тома Сочинений Плеханова, сверенному с первым, женевским, изданием 1889 г.

К  стр.   382

1 Слава безумного грека — Герострата — позорная слава честолюб­ца, добивающегося ее любым путем, вплоть до преступления.

К стр. 383

1   См. известное письмо Белинского к Н. В. Гоголю (В. Г. Белинский, Избранные     философские     сочинения,    т.    II,    Госполитиздат,     1948, стр.   517).

2   «Русский вестник» — ежемесячный журнал. С 60-х годов стал ру­пором крепостнической реакции и русского самодержавия.

К стр.  384

1 Согласно учению Ж. Кювье, органические виды исчезали с лица земли полностью после каждой из катастроф, имевших якобы место в истории Земли. Затем новый органический мир возникал путем внезапного творческого акта и существовал неизменным до следующей катастрофы.

К стр. 388

1 Эпоха регентства во Франции (1715 — 1723 гг.) — период после смерти Людовика XIV, когда регентом при малолетнем Людовике XV был Филипп Орлеанский. Экономические события этого периода способство­вали укреплению позиции буржуазии.

К стр.  389

1 См. Гегель, Наука логики, Соч., т. V, Соцэкгиз, 1937, стр. 434 — 435.

К стр. 390

1 Цитата из стихотворения Гейне: «Брось свои иносказанья…» Плеха­нов дает строки в переводе, искаженном цензурой. Подлинный перевод этого стихотворения, принадлежащий М. Михайлову, был опубликован впервые в журнале «Былое» за 1906 г., № 2, стр. 279. Вот этот перевод:

«...Иль воле бога

На земле не все доступно?»

(Г. Гейне, Избранные произведения, Гослитиздат, 1950, стр. 415).

К стр.  392

1 Программа Исполнительного комитета «Народной воли» опублико­вана в газете «Народная воля» № 3, 1 января 1880 г., стр. 5 — 7.

 

798

К стр. 393

1 В связи с обострением противоречий внутри организации «Земля и воля» по вопросу о методах борьбы в июне 1879 г. был созван съезд земле­вольцев в Воронеже. Готовясь к нему, сторонники террористической борьбы собрались на отдельный съезд в Липецке. На Воронежском съезде было принято половинчатое решение, требовавшее «особого развития» террористической борьбы с правительством, наряду с продолжением ра­боты в народе.

Плеханов имеет в виду свою собственную позицию на Воронежском съезде, где он выступил твердым противником террора. Не встретив под­держки, он покинул съезд, изложив письменно причины своего выхода из организации «Земля и воля». Об этом см. его статью «Неудачная история партии «Народной воли»» (Соч., т. XXIV, стр. 145).

К  стр.   399

1     Плеханов имеет в виду книгу де Кюстина, которая вышла в Париже в 1843 г. под названием «La Russie en 1839» («Россия в 1839 г.»). Кюстин излагал свои впечатления от путешествия по России и резко осуждал са­модержавие. Реакционный журналист Н. И. Греч выпустил с одобрения царя и III отделения брошюры на французском и немецком языках, в ко­торых пытался опровергнуть высказывания Кюстина (см. об этом в «Днев­нике» Герцена, А. И. Герцен, Собрание сочинений в тридцати томах, т. II, 1954,  стр.   311 — 312,  340).

2     «Московские ведомости» — ежедневная газета,   начавшая выходить в 1756 г. С 60-х годов XIX в. она перешла в руки Каткова и выражала взгляды наиболее реакционных, монархических элементов.

К  стр.   402

1 Костанжогло и Муразов — персонажи из второго тома «Мертвых душ» Н. В. Гоголя.

К стр.   403

1 Плеханов имеет в виду следующие исторические события. В резуль­тате русско-турецкой войны 1877 — 1878 гг. по Сан-Стефанскому мирному договору 1878 г. была признана независимость Румынии, образованной в 1859 г. из объединившихся княжеств — Молдова и Валахия. Вскоре (в 1883 г.) Румыния вступила в союз с Австро-Венгрией, направленный против России. По Сан-Стефане кому договору 1878 г. получали незави­симость Болгария и Сербия. Однако политика царского правительства, подчиненная интересам общеевропейской реакции, привела к сильному па­дению престижа российского царизма в этих странах. Вместе с тем румын­ский, сербский и болгарский народы были полны симпатий к русскому народу, который помог им освободиться от турецкого владычества.

К стр. 404

1 Кит Китыч — искаженное имя Тита Титыча Брускова, купца из комедии А. Н. Островского «В чужом пиру похмелье»,— стало нарицатель­ным для обозначения самодура.

К стр.  405

1 См. А. К. Толстой, История Государства Российского от Гостомысла до Тимашева (Полное собрание стихотворений, изд. «Советский писатель», 1937, стр. 364J.

К стр.   406

1 Лейб-кампанцы — гренадеры гвардейской роты Преображенского полка, при помощи которых в 1741 г. был произведен дворцовый переворот и возведена на престол императрица Елизавета Петровна.

К стр. 407

1 Александр III, напуганный усилившимся террором со стороны на­родовольцев, преследуемый страхом перед революционным взрывом, в начале 80-х годов (после убийства Александра II) отсиживался в своем дворце в Гатчине, куда он добровольно на два года заточил себя и свою семью. «Гатчинский пленник» — так называли его современники. В преди­словии к русскому изданию «Манифеста Коммунистической партии» (1882 г.) Маркс и Энгельс называют Александра III «военнопленным ре­волюции».

К стр.  408

1 Поездка американского путешественника Джорджа Кеннана в Си­бирь состоялась в 1884 — 1886 гг. по договоренности с журналом «Century magazine», в котором он обязался обнародовать свои наблюдения. Так как в 1882 г. Кеннан публично осудил террористов, русские власти охотно разрешили ему въезд в Россию и посещение тюрем и каторги, надеясь, что при своем отрицательном отношении к русским революционерам он при­влечет мировое общественное мнение на сторону русского правительства. Однако Кеннан обманул их ожидания. Вернувшись из Сибири, он выпу­стил ряд книг с описаниями русских тюрем и условий существования рус­ских ссыльных революционеров. Книги произвели сильнейшее впечатле­ние и вызвали у читающих осуждение царского режима. В России его книги подвергались запрету до 1905 — 1906 гг.

К  стр.   412

1 На судебном процессе революционеров-народников, известном под названием «процесса 193-х» (1877 — 1878 гг.), с обвинительной речью вы­ступил прокурор Желеховский. Его речь получила скандальную извест­ность вследствие своей бесцветности, неубедительности и явной клеветы на подсудимых. Во время процесса один из подсудимых написал стихо­творение — пародию на эту речь. В 1883 г. пародия была издана народо­вольцами в виде гектографированной брошюры под заглавием: «Обвини­тельная речь прокурора Желеховского по делу 193-х (1877 — 1878 гг.)» (см. «Красный архив», 1929, т. 3 (34), стр. 228 — 230).

К  стр.  415

1 Колупаевы и Разуваевы — персонажи некоторых рассказов Салты­кова-Щедрина (см., например, «Пошехонские рассказы»). Имя Колупаевых и Разуваевых стало нарицательным для характеристики купцов, кулаков и других представителей деревенской буржуазии, отличавшихся консерватизмом, грубостью, стремлением к жесточайшим формам эксплуатации.

2 «Ён достанет» — слова купца Разуваева из произведения Салты­кова-Щедрина «Убежище Монрепо». На вопрос о том, откуда он будет по­лучать свои барыши, если народ «вовсе обеднеет», Разуваев отвечает: «и ён доста-а-нет!».

К стр.  416

1 «Что же теперь?» — вторая речь Лассаля «О сущности конституции», с которой он выступал перед парламентскими выборами в 1862 г. в Прус­сии (см. Ф. Лассаль, Соч., т. II, М. 1925, стр. 45).